8 (495) 775 775 7 Москва и Моск. область 8 (800) 700 775 7 Другие города России
On-line заявка

Президент КРЕДИТ ЕВРОПА БАНКа Халук Айдыноглу дал интервью РБК

17.09.2013

Обсуждаемые вопросы:

Банковский сектор России находится на распутье: концентрация рисков остается на высоком уровне, а замедление экономического роста грозит привести к увеличению доли проблемных активов. Центробанк ужесточает нормативы, дабы предотвратить риски. Тем не менее многие серьезные банки с иностранным участием считают российский рынок банковских услуг весьма интересным и перспективным. Об этом РБК беседует с президентом Кредит Европа Банка Халуком Айдыноглу.

РБК: Г-н Айдыноглу, расскажите, пожалуйста, какие тенденции Вы видите в сегодняшнем банковском секторе?

Халук Айдыноглу: Тенденции в современном банковском секторе сформировались во многом под влиянием кризиса 2008г. Если до него все развивающиеся рынки выглядели более или менее одинаково (имеются в виду страны БРИКС со схожими чертами и темпами роста), то после кризиса выявились существенные различия между странами. В частности, Россия и Китай имеют серьезные конкурентные преимущества: Россия — благодаря своим ресурсам, Китай — благодаря своей производственной мощи. Что касается непосредственно банкинга, то во время кризиса Российский Центробанк действовал очень быстро и принял необходимые защитные меры раньше, чем Центробанки многих европейских стран. Возможно, отдельные банки оказались в тяжелом положении, однако общего банковского кризиса в России не было.

Одна из самых заметных тенденций на сегодняшний день - это весьма быстрый рост розничного кредитования. В этих условиях ЦБ России устанавливает повышенные требования к капиталу банков, к уровню резервов, к процентной политике. Это правильно, поскольку иначе возникает опасность возникновения "пузыря". В некоторых странах, чтобы принять подобные решения, уходят годы на обсуждения, а здесь Центробанк действует довольно быстро.

РБК: А если сравнить Россию с развивающимися рынками других стран?

Х.А.: Проникновение розницы в России не столь глубокое, как в других странах, в частности в Восточной и Западной Европе. Во-первых, потому что в России больше людей являются собственниками жилья, а во-вторых - по причине того, что в России меньшее количество людей берут кредиты в банках. Но, с другой стороны, те, кто берут, – занимают слишком много.

РБК: Вы отметили, что одной из основных проблем банковской системы является риск-менеджмент: люди занимают слишком много, банки дают слишком рискованные кредиты… ЦБ принимает соответствующие регулятивные меры… Как эта ситуация отражается на кредитной политике вашего банка?

Х.А.: Кредит Европа Банк - один из самых консервативных банков в России. Если посмотреть на наш корпоративный портфель за последние 15 лет, то можно увидеть, что случаев дефолта у нас было очень мало. Кризис оказал на нашу политику не очень большое влияние. Тем не менее и наш банк среагировал на него - мы стали более придирчиво оценивать клиентов.

РБК: Коммерческие банки жалуются, что конкуренция в России ограничена непропорциональным влиянием государственных банков. Мешает ли вам эта диспропорция?

Х.А.: То, что несколько банков доминируют на рынке, — это вполне нормально. То, что определенные банки с государственным участием стали доминирующими, — это исторически сложившаяся реалия. При этом их доля на рынке банковских услуг постепенно сокращается. И это тоже естественный процесс. Сходные процессы происходят и в Турции, откуда я родом. Конкретные условия зависят от страны. Мы развиваемся в сложившихся условиях естественно и нацелены на стабильный и постепенный рост. У того, кто пытается расти опережающими темпами, как правило, возникают проблемы либо с качеством обслуживания, либо с фондированием этого роста. Поэтому мы предпочитаем поэтапное развитие в тех нишах, которые мы выбрали и в которых чувствуем себя наиболее уверенно.

РБК: Какие это ниши?

Х.А.: Это практически все сегменты рынка банковских услуг. Одним из наших приоритетов сейчас являются кредитные карты. Это то, чем я занимался в Турции, и то, что там развито очень хорошо. Мы наблюдаем очень бурный рост рынка кредитных карт. Кредитки приобретают все большее значение. После кризиса россияне стали активнее пользоваться кредитками – и на родине, и в поездках заграницей. Кстати, граждане России стали чаще ездить заграницу. Также мы занимаемся розничным кредитованием, автокредитованием и ипотекой. В нише кредитования наличными мы не стремимся занять лидирующих позиций, поскольку не делаем упор на этом продукте и считаем его высокорисковым. Наконец, одна из наших "изюминок" - это эксклюзивные кобрендовые карты с такими крупными торговыми сетями, как IKEA, Auchan, METRO Cash&Carry.

РБК: А что такого особенного в кобрендовых продуктах? Почему об этом нужно говорить, как о каком-то особом успехе?

Х.А.: В этом сегменте есть свои особенности, которые надо учитывать. Компании, как и банки, бывают разными. Они ориентируются на разных клиентов, у них разное понимание бизнеса. Так вот, для создания успешного кобрендового продукта необходимо, чтобы подходы обоих партнеров совпадали. Скажем, если компания решила делать продукт для среднего класса, а банк-партнер ориентирован на ВИП-клиента, то их совместная программа, скорее всего, потерпит неудачу. Именно в "подгонке" стандартов ведения бизнеса и координации заключается основная трудность. Кроме того, необходимо хорошо понимать, что нужно клиенту. Когда мы делали свои кобрендовые проекты с IKEA и MEGA, мы ориентировались, в основном, на семьи. Мы разработали систему бонусов и рассрочек, которые стимулируют клиента к регулярным покупкам. Очень важно, чтобы клиент оставался лояльным ретейлеру (а значит, и банку). Для этого нужны две вещи: хороший сервис и хорошая система поощрения покупателя. В этом смысле я очень доволен нашими совместными проектами с торговыми сетями.

РБК: А в будущем собираетесь запускать похожие проекты?

Х.А.: Могу сказать, что к нам регулярно обращаются представители различных торговых сетей с предложениями сделать кобрендовый продукт. Но по указанным выше причинам мы чаще всего отказываем коллегам. Зимой мы расширили линейку наших кобрендовых карт, выпустив карту Ferrari. Это стильная кредитная карта, предназначенная для поклонников Ferrari и гонок "Формулы-1". Этой осенью Кредит Европа Банк выпускает кобрендовую карту с туристической компанией PEGAS Touristic. Она будет называться Shop & Travel. Уже из названия следует, что карта придется по душе прежде всего любителям шопинга и путешествий.

РБК: Вы не считаете, что кредитные продукты стало труднее продавать из-за надвигающейся рецессии?

Х.А.: Технически рецессия — это падение в течение трех кварталов подряд. Но ведь ничего подобного не происходит. В России не рецессия, а стабилизация роста. Думаю, рецессия вообще вряд ли будет угрожать России в ближайшее время. Промышленный гигант Китай в обозримом будущем будет нуждаться во все большем объеме энергии, а это хорошая новость для страны - экспортера энергоносителей. Кроме того, Россия имеет большой интеллектуальный потенциал. Я вижу здесь динамично развивающийся сектор информационных технологий. Я даже не могу отнести Россию к развивающимся рынкам. По многим параметрам это уже вполне развитая страна. Так что я весьма оптимистично смотрю на наши перспективы здесь.

РБК: Вы планируете увеличить свою долю на кредитном рынке? До какой величины?

Х.А.: Я уверен, что наша доля увеличится. По крайней мере если говорить о корпоративных займах.

РБК: Какие ожидания по финансовым результатам на текущий год?

Х.А.: Исходя из того, как развивалась банковская отрасль, мы можем сказать, что постепенно переходим от скачкообразного роста к более размеренному и стабильному. Впрочем, Кредит Европа Банк всегда стремился к предсказуемости. Мы можем прогнозировать свои финансовые показатели минимум на 6 месяцев вперед. Так как у нас стабильный денежный поток, мы знаем, какую прибыль получим за конкретный месяц. Поэтому вряд ли мы сможем сказать что-то неожиданное по поводу наших финансовых результатов. Как заявлялось раньше, в 2013г. мы планируем увеличить прибыль на 20%. Кредитный портфель должен вырасти на 35%. При этом, конечно, мы будем сосредоточены на контроле рисков.


Интервью на сайте РБК.


Возврат к списку